отступаем!  

Самостоятельное соло путешествие по Мадагаскару на НГ2019.

Первоначально отчёт был опубликован на форуме Винского в 2019 году.

Нитка маршрута: Tana — Diego Suarez — Tsingy Rouge — NP Mt Amber — Nosy Be — Tana — Andasibe-Mantadia NP — Madagascar Exotic — Tana.

Время: 2 недели во влажный сезон, 27.12.2018—12.01.2019.

Бюджет поездки: билеты из Москвы эфиопами 53 тыр, на месте 735 Евро со всеми сувенирами.

Технические детали.
Такси брус из Таны на север, в том числе на Диего Суарез, ходит от Maki gare routiere (S18.89828 E47.49661). Мне помогли качсёрферы забронировать более комфортный вариант на автобусе компании Besady Plus до Амбанджи, там пересадка на обычный такси брус до Диего (весь билет стоил 85 000Ar). Офис Бесади+ (tel. +261320507205, [email protected], базовый английский есть) находится на другом автовокзале — Ambodivona gare routiere (S18.89207 E47.53203), лучше бронировать билеты заранее. Идёт 16-местный просторный мерседес, у каждого пассажира своё место, в пути не подсаживают. Единственный минус был в музыке игравшей всю ночь — но тут уж надо понимать, что лучше спать под африканские ритмы, чем проснуться в перевернувшейся машине на обочине (аварий за 2 недели перевидел много). Автобус отъезжал из Таны в 13:00, в Амбандже был в 8:00, есть остановки на поужинать, пописать и размять ноги. В 10:00 такси брус на Диего забилась и поехала, в Диего была около 18:00 (231 км за 8 часов — и это была самая жуткая из такси брусов за поездку).

На красные цинги (Tsingy Rouge, Red Tsingy, S12.63936 E49.49277) можно попасть только на арендованной машине. Агенства в Диего норовят зарядить прайс под 100Е, включая в тур ланч, гидование и чёрт знает что ещё. Требуйте 'transportation only' — мне удалось без торговли взять джип за 200 000Ar в агенстве Ecotours (Avenue Surcouf, напротив Air Madagascar, S12.28134 E49.29268), ещё 40 000 добавил, чтобы меня на обратном пути выбросили у входа в нацпарк горы Амбер. Опасения, что во влажный сезон дорога будет непроходима оказались напрасными — все норовят туда отвезти; 16 км грунтовки по факту оказались мягче, чем асфальт от города. Катр-катр там вообще кажется нужен только для одного сомнительного уклона, а так дорога сухая и хорошая. Да, ещё 10 000Ar надо заплатить в деревне за въезд на их террриторию, выпишут билет.

Нацпарк Янтарная гора (PN de la Montagne d'Ambre, NP Amber Mt) находится в тропической части Мада и представляет собой сохранившийся участок дождевого леса. Офис парка на въезде в него, базовый английский возможен. Мне экотуровцы сосватали англоговорящего гида (Анжело, свободный английский, прекрасное знание флоры-фауны, +261320455476), благодаря чему удалось исследовать парк полнее, чем если бы без него. Трёхдневного маршрута с востока на запад через весь парк, про который размазано некоторое количество розовых соплей в лоньке на данный момент не существует. Полудневные маршруты, которые предпочитают ходить гиды проложены в основном по бывшим лесовозным дорогам, и соответственно идут по вторичному лесу с включениями араукарий и сосен. Если же вы хотите увидеть влажный и тёмный первичный лес с преобладанием древовидных папоротников Cyathea, со стволами покрытыми мохом и папоротниками, то надо идти в центральную часть парка. Опция тут единственная — трек на саму Янтарную гору через озеро Grand Lac. Ни один гид не захотел идти туда с ночёвкой, несмотря на то, что на карте парка там обозначен кэмпинг. Растояние от кэмпинга довольно приличное — 12 км в одну сторону, поэтому одним днём Анжело идти отказался, и нашёл вместо себя мальчика помоложе (Тино, английский базовый, но ноги крепкие и глаз на хамелеонов зоркий). С ним мы сходили на гору — до Grand Lac маршрут идёт по заросшей дороге, дальше крутенькая тропа на вершину, общий набор 500 м. Для этого трека весьма желательно наличие противопиявочных бахил (leech socks), во всяком случае во влажный сезон.
Чтобы полноценно посмотреть парк, рекомендую останавливаться в кэмпинге, находящемся в 3 км от входа в парк, можно доехать на машине. Кэмпинг хороший — с навесами, водопроводом, столами, унитазами и даже душами. Прямо к палатке к вам придут бурые лемуры, краснохвостые мангусты и чубатые ибисы. В первый день утром пройти с гидом по полудневным маршрутам — с гарантией посмотрите бурых лемуров, карликового хамелеона Brookesia thieli, листохвостого геккона. Во второй половине дня сходить самостоятельно маршрут Olioli (много хамелеонов, но надо уметь их видеть :), на ночную экскурсию можно пройтись кольцо до водопада Антанкарана (мышиный лемур, крыса, светляки, сверчки, тараканы). На второй день в парке сходить на гору Амбер одним днём, а если есть третий день, то, со слов гида, если пойти дальше по дороге к водопаду Антамбока, то можно прийти к баобабовой роще. Это лёгкий дневной маршрут по границе парка по нарушенным ландшафтам.
Стоимость посещения парка 55 000Ar в день, гиды обязательны. Анжело взял с меня 70 000Ar, а с Тино договорились на 100 000Ar. За пользование навесом в кэмпинге за оба дня взяли 4000Ar. Такси брус на Диего ходит от ворот парка где-то до 16 часов дня, так как я вышел после 40 км трека несколько позже, то меня выбросил в Диего на своей машине Экотурс (сторговались на 100 000Ar).

От Диего на Носи Бе такси брус ходят ночью, чтобы с утра гарантировано попасть на лодку. Забирают из отеля в 23-0 часов, в 8 утра в Анкифи. Билеты и бронь через туропреаторов, мне сделал тот же Экотурс. Комбинированный билет стоил 45 000Ar (лодка из них 15 000). В портах Анкифи и Андоани (он же Элльвиль, Hell-ville) активны хелперы — не давайте трогать свои вещи, если не хотите платить за их переноску.
По прибытию в Элльвиль я сразу пошёл в офис Бесади+ (S13.40642 E48.27838), чтобы забронировать обратный билет на Тану — но оказалось, что у них все билеты распроданы на неделю вперёд. По совету, пошёл в контору Gotmano (S13.40742 E48.27955, прямо у входа в порт, занимается продажей лодочных билетов). В левом окошке спросить мсье Каэля (+261324567075, английский совсем базовый), он по телефону забронирует вам билет на такси брус из Анкифи и продаст комбинированный билет на Тану (80 000Ar). Возможной альтернативой также является появившийся по слухам лоукостер на линии Носи Бе — Тана, что-то около 100 баксов за one way (требует дополнительного исследования).
Общественный транспорт на Носи Бе представлен обычными легковушками по заполнению, taxi collectivo. Ездят от рыночной площади (S13.40167 E48.27162) по всему острову, на Амбатолоаку стоит 3000Ar, заполняется быстро. Тук-тук от порта до рынка стоит 1000Ar.
На Носи Бе я два дня нырял с Tropical diving (менеджер-хозяин англоговорящий, но брифинг на языке Вольтера и Бодлера). Возят на сайты в Мозамбикском канале, примерно в 10 км от острова Сакатия, поэтому живность представляет собой смесь пелагики и рифовой. Кораллы живые, но красивых ландшафтных садов не образуют. Сайты однообразны, два дня по два дайва вполне достаточно. В целом не самый плохой дайвинг, встретил несколько видов рыб, ранее нигде не виданных. По пути на сайты видели совсем близко от лодки кита Омуры, стаю охотящихся дельфинов и всплывающих мант.
Единственная контора по прокату велосипедов (скутеров и квадриков до фига) на острове находится на выезде из Элльвиля, около заправки Galana (S13.39555 E48.26869). Оба дня, что я пытался их окучить, они были закрыты. По счастью, когда я пытал англоговорящий стафф единственного на острове хостела (S13.40216 E48.27138) на предмет существования другой конторы, ко мне подошёл хозяин хостела и предложил одолжить свой велик, купленный для кого-то здесь, на острове. Это оказался китайский ригид, с неработающими кантеливерами и передним переклюком, с пыточным седлом — но задний переклюк работал на все шесть скоростей, что определило мой успех на холмистом рельефе острова. У меня было только полдня, если у кого-то будет целый день, то можно сделать также заезды на Mt Passot и лучший пляж острова — Андилану. Вечером проставился пивом хозяину за вел и мило посидели в баре хостела вместе с бэкпэкерами из Уругвая.

До Андасибе из Таны можно добраться двумя способами: самый простой это с возкзала Амбодивона ходят обычные такси брусы на Тоамасину (она же Таматаве), по пути на которую находится Андасибе. Кроме обычных такси брусов, с того же вокзала можно поехать классом повыше — в 8:00 и 13:00 идёт Бесади+, Cotisse Transport (S18.89283 E47.52933) гоняет 4 автобуса с 7 до 12, и два вечером: 19:00 и 20:30. Так как на Амбадивоне я оказался в 14:00, то поехал обычным такси бруссом в 17:00, в 21:00 был в Андасибе. Второй способ — это ехать на перекладных. Сперва от Ampasampito gare routiere (S18.89379 E47.54896) доехать до Moromanga, а там пересеть (S18.94796 E48.23093) на такси брус до Андасибе, этим способом я уезжал обратно из Андасибе.
Кэмпинг НП Андасибе находится прямо рядом с офисом, в нём гнилые навесы и в туалете нет унитазов — только писсуары, какай где хочешь :), зато есть розетки и освещение, душ, стол — стоит 10 000Ar в день. Есть также кэмпинг в находящемся через дорогу парке Мицинжо (S18.93784 E48.41429), стоит столько же, навесы нормальные, электричества нет. Посещение любого из двух участков парка — ближайшего Аналамазаотра или дальнего Мантадия стоит 45 000Ar в день, гиды обязательны, карта троп и расценки таковы:

Тропы Мицинжо (Mitsinjo trails)

Инфо Мицинжо (Mitsinjo info) Цены парка Мицинжо (Mitsinjo prices) тарифы Андасибе

карта Аналамазаотры карта Мантадии

В Аналамазаотру, на мой взгляд, стоит сходить только ради лемуров индри — больше там ничего интересного нет. Лес вторичный, толщина стволов 5-10 см, если бы не встречающиеся время от времени панданусы и равеналы да стрёкот цикад, то можно подумать, что гуляешь в подмосковном лесу. В Мантадии, если хочется первичного леса с преобладанием деревьев родов Symphonia и ~ Yapaca, то надо идти самую дальнюю тропу Tsakoka (произносится «Чакука»). Там же увидите лемуров вари. Я также сходил связку троп Chute sacre и Rianasoa, по договорённости с гидом 3 тропы по цене двух. Этот маршрут проходит вдоль ручьёв; ландшафты и водопады, но сам лес пожиже. Тропы и в Аналамазаотре и в Мантадии хорошо набитые, в Мантадии есть пиявки, но штучно — антипиявочные бахилы не нужны. Гидом у меня был Роджер (+26134056686, хороший английский и знание флоры-фауны, но хамелеонов не нашёл ни одного :). Из его несомненных плюсов была возможность одолжить китайский мотоцикл у соседа, чтобы сгонять в Мантадию (80 000Ar — аренда машины начинается от 130 000Ar). В контактный зоопарк отеля Вакона я не попал, так как он в этот день почему-то был закрыт, со слов гида посещение стоит 25 000Ar. Во второй половине дня можно самостоятельно сходить через дорогу в сад орхидей (S18.93287 E48.41352), в январе цвёл только 1 вид, смотреть цветы рекомендуют приезжать в ноябре. От орхидного сада можно самостоятельно выйти на тропы парка Мицинжо (см. схему выше), также на них можно попасть, если пойти по дороге, идущей в лес напротив офиса парка. Лес точно тот же, что и в Аналамазаотре — платить за него отдельные деньги и гулять с гидом по-моему незачем. Также в парке Мицинжо можно посетить террариум с 4-мя видами лягушек — хотят 30 000Ar, я не пошёл, т. к. посмотрел красивых лягушек Mantella baroni в Мантадии. Самостоятельная ночная экскурсия по дороге от кэмпинга до деревни Андасибе, орхидному саду и по началам троп принесла спящего хамелеона «слоновьи уши» и ночных карликовых лемуров. Поменять деньги по невыгодному курсу 1Еu:3500Ar можно в ресторане Feon'ny Ala (S18.94697 E48.41864, нормальный курс 1:4000).

В обратный путь я поехал от офиса парка сперва на такси брус из Андасибе (пришла битком, но вместила и меня и всех других голосовавших по дороге, 2500Ar, каждые полчаса с 6:30 утра) до Мороманги. Там пересел (S18.94795 E48.23022) на такси брус компании Kompima до Таны (7000Ar), но вышел в городке Ambodiamontana, на ближайшей к Тане окраине которого находится контактный зверинец Madagascar Exotic (он же Reserve Peyrieras, S18.93088 E47.94983). Городок столь мал, что не порождает своих такси брус, поэтому каждый выходящий в нём обрекает себя на дальнейший автостоп. Но зверинец того стоил: 15 видов мадагаскарских хамелеонов, несколько видов гекконов, змей, лягушек, тенреки, прирученные ореховые сифаки — это далеко не полный список видов. За рептилий просят 25 000Ar, за подманивание лемуров надо доплатить ещё 15 000Ar. С обратной дорогой мне повезло — уехал на второй по счёту машине под начинающимся дождём.

Общие мысли.
Эфиопы в 2018 году запустили дримлайнер Москва-Аддис Абеба 3 раза в неделю, и теперь их предложение на Мадагаскар с пересадкой в Аддисе оказывается самым дешёвым вариантом. Если планировать маршрут до покупки билетов и на север Мада, то стоит смотреть тех же эфиопов до Nosy Be, а не до Таны — сэкономите сутки тяжелого наземного пути.
Страна сама по себе очень дешёвая по еде, транспорту, проживанию — но любое посещение достопримечательностей приводит к весьма ощутимым тратам.
Прослушанный перед поездкой пимслеровский курс французского был очень кстати; мальгашский разговорник почти не использовал.
Если бы мальгаши догадались печатать футболки с надписью «MADagascar. I survived taxi brousse!» — я бы купил и гордился. В целом, ездить на них вполне можно, но так как расстояния большие, то даётся это тяжело. Самая жуткая была из Амбанджи в Диего: связки живых кур в ногах, орущие и срущиеся младенцы, спящие на тебе дети постарше и их мамаши, постоянная подсадка-высадка кого-то, вылезающие через окно пописать пассажиры из задних рядов, постоянный разгон торможение из-за ям на дороге (когда проезжаешь яму, то слой асфальта примерно на уровне глаз пассажира), сидишь на одном полупопии и постоянно бьёшься на кочках головой о сварную трубу, водитель, тормозящий каждые 3 километра, чтобы помониторить цены на бананы в этом году или просто почесать языком с прохожими... Песня, а не транспорт — к счастью, все остальные такси брусы были гораздо более приличными. Рекомендуется для любителей сюр-туризма и глубокого погружения :)
Влажный сезон на Мадагаскаре оказался не так уж страшен — в основном до обеда солнце, после возможны осадки разной интенсивности, но обычно кратковременные. Пиявки ан масс были только на Янтарной горе на одном треке, комаров вообще почти не было нигде (но доксик я исправно ел каждый день, на всякий случай).
В целом, Мадагаскар очень понравился, не исключено, что приеду сюда ещё — изучать юг и запад острова.

Мой фоторяд к поездке.

 

отступаем!